Как известно, для перемещения подъемного крана по рельсам
используются приводные крановые колеса. Они несут огромную нагрузку, поэтому
для поддержания крановой техники в рабочем состоянии при изнашивании крановых
колес необходима их своевременная замена. Крановые механизмы являются необходимой частью
всего производственного процесса, поэтому подход к выбору нужного
грузоподъёмного оборудования должен быть серьёзным, иначе есть риск
приобрести некачественное оборудование, которое будет требовать дорогостоящий
ремонт практически каждые 3-4 месяца. В кранах применяются двухребордные, одноребордные и безребордные
крановые колеса с цилиндрическим ободом, а так же одноребордные крановые колеса
с коническим ободом. Преобладают двухребордные крановые колеса. Кроме того,
колеса крановые отличаются ступицей. Внутренний диаметр ступицы рассчитан на
установку либо шарикоподшипников, либо непосредственно вала с двумя буксами на
роликоподшипниках. Заготовки крановых колес изготавливаются методом
штамповки или свободной ковки изстали 65Г (45) или литья из стали 65ГЛ (45ГЛ) с
последующей механической обработкой рабочих поверхностей крановых колёс.
Рабочие поверхности колес крановых подвергаются термической обработке
(сорбитизации) до твердости 320 – 390 НВ с плавным переходом закаленных слоев к
незакаленным. Глубина закаленного слоя составляет до 40 мм в зависимости от
диаметра кранового колеса. Крановое колесо в сборе с валом и подшипниками
(буксами) называется колесной установкой. Соединение приводного кранового
колеса с приводом, как правило, выполняется при помощи шестерни или
фланца, закрепленных на валу кранового колеса, либо зубчатого венца,
закрепленного на ободе колеса кранового. Крановые колеса, соединенные с
механизмом передвижения крана или тележки, называются ведущими
(приводными), остальные колеса являются ведомыми (холостыми). Приводными
обычно выполняется половина всех колес крана.Могут поставляться как отдельные
колеса для кранов, так и колесные установки.